Восхождение на Эльбрус

Началось все как обычно с идеи. Ее мне подкинул мой знакомый, рассказавший о своем восхождении на высочайшую вершину Европы - Эльбрус. Я, как и положено заядлому туристу и любителю гор, сразу же загорелся желанием повторить его подвиг, но идти самому было страшновато. Предложил двум друзьям и они с радостью согласились поучаствовать. Покопавшись в интернете, мы выбрали северный маршрут восхождения на восточную вершину, (Эльбрус имеет две вершины – западную 5642 м и восточную 5621 м, разделенные седловиной 5300 м), по нему и людей поднимается значительно меньше, чем по южному склону и сложность не слишком высока для не альпиниста, нашли турфирму, которая организовывает туры на Эльбрус, почитали про необходимое снаряжение, и начали готовиться. И вот, через два года, поезд Киев-Кисловодск нёс нас к осуществлению мечты.

В Кисловодск приехали в 5 часов утра, но за 28 часов проведенных в поезде, все успели выспаться и были бодры и полны сил. Пока инструкторы ждали остальных участников группы, мы решили пройтись и осмотреться, докупить то, что забыли, позавтракать и просто посмотреть город. Кисловодск оказался небольшим, красивым курортным городком, в котором можно гулять часами. Архитектура города являет собой причудливую смесь западных и восточных канонов, на центральной аллее города, с одной стороны стоят здания выполненные вполне в Европейском стиле, а с другой постройки, наталкивающие на мысли о дворцах востока. К сожалению, приехали в Кисловодск мы рано и все нарзанные галереи (главная достопримечательность и ценность города) были еще закрыты да и времени у нас было не так много…

Пока мы смотрели Кисловодск, приехали последние участники похода, инструкторы вызвали два микроавтобуса УАЗ для заброски к месту старта, и пошли покупать еду. Примерно через два часа, мы загрузили снаряжение, расселись сами и наш поход начался.

После 5 часов «экстремальной езды», мы прибыли на место. Наш первый лагерь мы разбили возле Карачаевского Джилы-Су. Место оказалось просто чудесным: там были и река с чистой водой, и целебные минеральные источники, и купальни, и небольшой уютный с виду домик, суслики буквально разбегающиеся у тебя из под ног, пасущиеся коровы ну и конечно же горы – каменные гиганты укрытые снежными шапками. Почти до самого вечера мы ходили по окресностям, затем разбили лагерь, разделили еду и снаряжение, поужинали и улеглись спать. Завтрашний день обещал быть тяжелым.

На второй день, как и было запланировано, мы поднялись на перевал Балк-Баши, высота которого составляет 3600 м, а затем немного спустившись разбили лагерь.

Первый ходовой день всегда самый тяжелый – организм еще не успел привыкнуть к нагрузке. Но из-за постоянного набора высоты и непривычки организма к таким высотам - этот оказался тяжелым вдвойне. Когда мы дошли до места стоянки, моя голова уже перестала болеть, теперь она ощущалась как воздушный шарик, который так и
норовил лопнуть от малейшего движения, а у одного из моих друзей началась «горняшка» (болезненное состояние, связанное с кислородным голоданием, вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, которое возникает высоко в горах начиная примерно с 2000 метров и выше над уровнем океанов), инструкторы дали ему несколько таблеток, но помогли они не сильно. В некоторые моменты возникало чувство, что он не понимает что происходит и где он вообще находится: то он искал на своей ладони таблетки, которые ему еще не дали, то просто чувствовал дикую слабость, то нес какую-то чушь. Хорошо, что это все происходило уже после перехода. Разбив лагерь возле ручейка, образованного тающим ледником, мы вскипятили воду и заварили чай. После третьей кружки мое самочувствие не пришло в норму, но стало терпимым и я решил пройтись поснимать окрестности. На этой высоте практически полностью отсутствовала растительность, исключения составляли только маленькие цветы, растущие прямо на камнях. Места в общем-то однообразные, но, тем не менее, красивые, с трех сторон нас окружали «холмы» из каменной крошки и булыжников, а с четвертой стороны открывался завораживающий вид на зеленую долину реки, с двух сторон зажатую горами.

На следующее утро все члены группы чувствовали себя нормально. Умывшись и позавтракав, мы отправились дальше. Нашей новой целью было плато «Аэродром», получившее свое название за то, что немцы, во времена второй мировой войны, якобы сажали там свои самолеты, чему способствовали большая площадь этого плато и его плоская поверхность, абсолютно нетипичная для здешних мест. Третий день оказался одним из самых интересных в этом походе, а учитывая что в этот день высоту только сбрасывали, то и идти было легко. Были и спуски по сыпухам,( у некоторых членов группы с падениями и катаниями на пятой точке), и переправы через стремительные реки по ледяным аркам и вброд.

Лично я замочил ноги в каждой реке через которые мы переправлялись, а некоторые члены группы умудрились полностью окунуться в ледяную воду. К счастью все эти мелкие происшествия обошлись без последствий, если не считать мелких ссадин и царапин, и только поднимали нам настроение. Одним словом день оказался запоминающимся и весьма интересным. До места мы добрались ближе к вечеру, поставили лагерь, полюбовались окрестностями, поудивлялись плоскости и размерам плато, поужинали и легли спать.

Проснувшись на следующее утро, мы отправились умываться и были поражены - там, где еще вчера вечером несла свои воды бурная горная река, сейчас можно было найти лишь лужицу или, если совсем повезет, то малюсенький ручеек текущий от одной лужи к другой, и исчезающий где-то среди мелких камушков. Как выяснилось позже, «пропажа» реки была вызвана тем, что река образовывается в результате таяния ледника на Эльбрусе, а за ночь он успел замерзнуть. День нам предстоял легкий, поэтому со сборами никто не спешил. Часть снаряжения мы решили спрятать на плато, так как в ближайшие пару дней оно нам не понадобится, а на обратном пути у нас будет возможность его забрать. Итак, облегчив рюкзаки, мы начали подъем к базовому лагерю на северном склоне Эльбруса (Хижина Олейникова).

Подъем занял не много времени. Единственной трудностью был подъем с плато, он был крутым и достаточно длинным, но зато виды открывавшиеся со склона, по которому мы поднимались, просто поражали; плато, широкие горные долины и места встречи ледника и голой земли были видны как на ладони, а легкий рюкзак способствовал более частым
остановкам для фотосъемки. Встали мы неподалеку от базового лагеря, расположенного на высоте 3789 м. Хижина Олейникова представляет собой несколько металлических сооружений, по форме напоминающих ангары разного размера и юрту. Впервые они здесь появились еще в 1938 году, но были разрушены и не подлежали восстановлению. В 1991 на их месте возвели первую хижину, вокруг которой к нашему времени появились новые постройки.

День пятый. По плану сегодня нам предстоял акклиматизационный выход на скалы Ленца (4700 м) и снежно ледовые занятия. Идти было тяжело, снова начала болеть голова, пару раз попадались ледяные трещины, образованные в результате разрывов ледника. Трещины представляли собой черные провалы с ледяными стенами, по словам инструктора их глубина может составлять до 70 м., но, несмотря ни на что, мы смогли подняться даже выше чем рассчитывали, и немного сбросив высоту, провести занятия после чего спустились в лагерь. Сегодня одному из наших инструкторов исполнилось 28 лет. Отпраздновав день рождения, мы решили пойти в соседний лагерь, в котором стояли американцы, познакомится с ними, расспросить про Эльбрус (в этот день они как раз совершили восхождение), но главной причиной было то, то что мой друг утверждал, что один из американцев - Арон Ралстон (главный герой истории, которая легла в основу сюжета фильма «127 часов»).

Как выяснилось чуть позже, он был прав. Американцы люди общительные и веселые. Арон без стеснения демонстрировал свой протез, даже за руку меня им ухватил, было больно. Рассказал, что у него есть несколько насадок для разных видов спорта, в том числе и ледоруб с которым он поднимался на Эльбрус. Американцы совершали восхождения на высочайшие вершины всех континентов (Эверест в список не попал) и Эльбрус их последняя гора. Мы научили их нашему национальному тосту «Будьмо!» и оставили им сувениры на память о встрече. Пообщавшись с американцами, мы вернулись в свой лагерь.

Следующий день был дневкой, необходимой, чтобы набраться сил перед восхождением. Рассказывать тут особо нечего, так что перейдем сразу к восхождению.

Инструкторы начали будить нас в час ночи, но и без того никто не спал - волнение не позволяло. Собрав рюкзаки, одели кошки и тронулись в путь. Подниматься было значительно легче, чем в прошлый раз, но темнота и ледяные трещины где-то под ногами держали в постоянном напряжении. Пока что идти было легко, но постоянно хотелось пить. На склоне мы встретили рассвет - невероятное, захватывающее дух зрелище, мы видели как ночь, буквально, встречается с утром, в некоторых местах внизу было все еще темно, а совсем рядом уже светало.

Полюбовавшись рассветом, двинулись дальше. Дошли до подножья купола, и сделали еще один привал. Инструктор сказал, что купол это последний рывок, до вершины нам осталось набрать всего 200 м высоты, но каких…

Так тяжело мне еще не было. Максимальный шаг на который я был способен составлял пол ступни и через 30 таких шагов (да, я их считал, это помогало отвлечься) начинало вылетать сердце и легкие разрывались, будто бы пробежал несколько километров , жажда стала просто дикой, но чай, который несли с собой, приходилось экономить, сильно болела голова. Эти последние 200 м мы преодолели часа за полтора или два, точно не помню, так как соображал в то время я плохо. И вот она долгожданная вершина.

В этот момент, вершина стала для меня многим: и возможностью отдыха, и достигнутой целью, и поводом не упасть без сил, а заставить себя осмотреться. Голова просто раскалывалась, но эйфория от восхождения, заставляла забыть об этом, и о валящей с ног усталости. Члены группы, которые в тот момент уже были на вершине занимались кто чем, кто-то сидел обессиленный, кто-то бродил по вершине с пришибленным видом, кто-то пытался звонить, кто-то фотографировал. Кстати хочу отметить интересный факт: первой на вершину поднялась девушка и чувствовала она себя намного лучше остальных членов группы, инструкторы сказали что женщины намного легче переносят высотную болезнь, чем мужчины. Я присел на пару минут, чтобы дать себе отдышаться после подъема, а придя в себя, взял фотоаппарат и пошел снимать, звонить родным и просто наслаждаться завораживающими видами, пытаясь осознать то, что цель достигнута. Радость от свершения, вытесняла усталость и плохое самочувствие заставляя забыть о них и прибавляла сил.

Дальше были спуск с вершины по подтаявшему леднику с уже открывшимися трещинами , сон, переход на поляну Эмануэля, посещение приэльбрусья и местного аула и возвращение в Кисловодск, ну и конечно празднование. Вот такое получилось приключение. Но меня не покидает ощущение, что эта встреча с Эльбрусом была не последней…

Автор: Стас Моторный

-----------------

Если вы еще новичок и не имеете опыта, то лучше идти с проверенными гидами. Для похода на Эльбрус именно с гидами переходите сюда - https://climbingbrothers.org/elbrus/. Пишите и ребята помогут подобрать маршрут и снаряжение. Для первого раза это оптимальный вариант.

Понравилась публикация?
Поделитесь ссылкой с друзьями!