Станция метро «Арсенальная» - глубочайшая станция метро в мире.
Место для прогулки

Метро Арсенальная

Показать содержание

Станция начала свою работу в ноябре 1960 года. Она принадлежит красной ветке Киевского метро. Неофициально «Арсенальная» считается глубочайшей станцией мира. Она пронизывает холмы и залегает на глубине свыше 105 метров, при этом в отдельных источниках отмечается цифра на 15 метров больше. Спуск к железнодорожной площадке на эскалаторе занимает более 5 минут, что в 2 раза больше времени, затраченного на поездку к соседней станции. Объект находится в историческом районе города и выходит к выдающимся памятникам Киева.

Описание станции

О первых подобного рода шахтах не далеко от «Арсенальной» (на тот момент не построенной) стало известно в 1949 году. К началу зимы 1951 года выполнили стыковку тоннелей метро (произошло это на перегоне). В начале проектировочных работ произведена детальная геологоразведка. В ходе нее подтвердились непростые геологические условия данного района, сложность грунта. Поэтому от традиционного горного способа проходки тоннелей пришлось отказаться.

Безусловно, указанная методика могла использоваться (на ней настаивал ряд инженеров), однако она потребовала бы существенного увеличения времени строительных работ (более чем на 18 месяцев). В свою очередь это приводило к срыву сроков открытия станции. Поэтому специалистами «Киевметростроя», «Метропроекта», «Главтоннельметростроя» принято решение относительно возведения промежуточного пространства на поверхности. Далее массивное сооружение весом свыше 3.5 тысяч тонн планировалось опустить на глубину, соответствующую проектным данным.

Сложность поставленной задачи усугублялась тем, что в мире не существовало на тот момент подобного рода сооружений, которые выполнялись на столь больших глубинах. Определенные наработки существовали у киевлян, построивших несколькими месяцами ранее станцию «Университет» (глубина залегания железнодорожной платформы значительно меньше). В «Арсенальной» же дополнительно необходимо было учесть опасность движения плавунов, ввиду чего потребовалась заморозка грунта.

Активная фаза строительства по сооружению вестибюля наблюдались весной в 1958 году. Они сопровождались бетонированием купола. Задача усложнялась необходимостью укладки нескольких тонн бетонной смеси, монтажом арматуры на значительной высоте. К осени этого же года вестибюль, представляющий собою монолитную железобетонную конструкцию, был полностью подготовлен к опусканию. В процессе спуска через замороженные плавуны возникало ряд проблем, в том числе перекос в 400 мм, который впоследствии удалось успешно устранить.

«Арсенальная» выделяется уникальной конструкцией, глубиной залегания, технологией строительства, наличием промежуточного вестибюля. Нетрадиционные решения по части архитектурного исполнения, послужили почвой для существования различных легенд. Специалисты же утверждают относительно отсутствия каких-либо нестандартных, нетипичных, инновационных нюансов. Единственно, с чем приходилось «бороться» проектировщикам – специфические геологические условия.

Станция открывалась в составе первого пускового участка. Она обладает трех сводчатой пилонной конструкцией с большой глубиной заложения. Интересно, что станции подобного исполнения обычно называют «английского» или «лондонского» типа. Существующие на тот момент геологические преграды в строительстве, отсутствие должного опыта, техники, оборудования не позволили полностью пройти центральный зал, который ныне в длину составляет всего лишь 21 метр.

Переход к боковым залам с центрального зала сегодня осуществляется по двум переходам между пилонами. В центральной части станции есть отдельный проход. Он выполнен между боковыми залами. Значительную территорию, которая должна была изначально стать частью большого зала, отвели под комнаты служебного пользования. Во время эксплуатации, из-за особенностей конструкции, в часы максимальной загруженности, помещения наполняются людьми настолько, что затрудняется встречное «движение». Несмотря на это каких-то решительных действий относительно расширения «Арсенальной» до сих пор нет.

Станция единственная из всех тех аналогичных сооружений, которые были построены в метро при СССР. Аналогичная по исполнению архитектура, конструкция, специфика устройства наблюдается на «Чистых прудах» и «Лубянке» в Москве. От «Арсенальной» они отличаются тем, что спустя некоторое время были реконструированы и «улучшены». В этом и состоит уникальность киевской станции, поскольку ничего подобного вы не встретите ни в одном другом метрополитене.

Если «Арсенальная» в глубину доходит более чем на 105 метров, то «Печерская» всего 89 (второе место) и «Шулявская» - 84 (третье место), «Золотые ворота» и «Дорогожичи» до 80. Учитывая все особенности станции, на ней было установлено 2 наклонных эскалаторных хода, соединяемых промежуточным залом. Сделано это по причине того, что на тот момент ни одно предприятие СССР не могло изготовить и гарантировать длительную работу подобных систем.

Чем заняться?

Тоннели «Арсенальной» вызывают особый интерес у любителей подземелий и историков. Существует версия относительно существования в глубинах тайных ходов, укрытий, предназначенных для политической элиты. Вполне вероятно, что в свое время они помогали скрыться от людских глаз бывшим чиновникам, в том числе в период революции Достоинства. Внутри стоит обратить внимание на облицовку стен (с использованием мрамора светло-желтого и желто-розового оттенка), путевых поверхностей, светильники «рижского» исполнения, напольное покрытие из серого и красного гранита.

Достаточно интересно выглядят проходы к соседним залам, оформленными радиусными мраморными вставками. На платформе можно обнаружить наследие сталинской архитектуры – деревянные двери, решетки, лючки пожарных гидрантов, уникальные светильники из бронзы с плафонами в виде больших шаров. Обязательно стоит остановиться в вестибюле и полюбоваться всей той конструкторской мощью, потенциалом, обладанием которым на тот момент могла позавидовать любая держава мира.

Как добраться

«Арсенальная» находится практически в самом центре Киева, на одноименной площади, историческом районе города, на Липках. Выход со станции осуществляется по наземному вестибюлю. Фактически она лежит на пересечении нескольких улиц. Добраться на нее можно наземным транспортом, в том числе автобусом №24, 55, 62, троллейбусом №38, маршрутным такси №158, 167. 238, 444. Рядом находится конечная станция, а также кольцо на разворот. От Европейской площади по улице Грушевского на собственном автомобиле можно доехать за 10 минут.

Итог

Официально «Арсенальная» считается значимым архитектурным памятником местного значения. Ее строительство потребовало заморозки грунта посредством использования азота и выполнения около 4 сотен скважин. Она является единственной составной (двойной) станцией среди всех тех, которые имеются в восточной Европе. Необычные решения (по части архитектуры) распространены в Великобритании. Длина ее двух маршевого эскалатора составляет 55,8 и 46,6 метров соответственно. «Арсенальная» считается глубочайшим старинным спуском не только в Киеве, но и в мире. Станция расположена рядом с Администрацией Президента, Кабинетом министров, Верховным Советом.

Рецензия

Краткий обзор места для прогулки «Метро Арсенальная»
Координаты места 50°26'39.9"N 30°32'43.3"E
Метро Арсенальная (0 метров, 0 минут)
Подъехать легковой машиной да
Паркинг общегородской
Загруженность высокая
Платный въезд согласно тарифам киевского метрополитена
Кафе / Бары / Рестораны есть у входа
Магазины есть
Туалет в подземном переходе возле станции (планый)
Понравилась публикация?
Поделитесь ссылкой с друзьями!

Контакты

Контактная информация места для прогулки «Метро Арсенальная»
Киев, улица Ивана Мазепы 3
Построить маршрут
Расположение Метро Арсенальная на карте; Data: © OpenStreetMap contributors, SRTM, GEBCO, SONNY's LiDAR DTM, NASADEM, ESA WorldCover; Maps © Tracestrack
Посмотреть на карте
Планируете посетить?
Сохраните это место в своем списке планируемых для посещения мест нажатием на кнопку ниже.
Были здесь?
Сохраните это место в своем списке посещенных мест нажатием на кнопку ниже.

Отзывы пользователей

Оценки и отзывы пользователей о месте для прогулки «Метро Арсенальная»
Отправить
Подписывайтесь на нас