Метро Сталина или кессон на Оболони
- Погулять в городе
- Места для прогулки
- Метро Сталина или кессон на Оболони
Показать содержание
Направляясь в один из живописных парков Киева под названием «Наталка», который находится на Оболони, не упустите возможность посетить удивительный объект, сохранившийся в достаточно неплохом состоянии. Речь идет о большом, монументальном бетонном подземелье, являющимся заброшенным, недостроенным участком, так называемого, Сталинского метро. Проект и сегодня впечатляет своими размерами и капиталовложениями. В определенном смысле он являлся показателем могущества и состоятельности великой державы.
Описание объекта
Сталин, по всей вероятности, понимал неизбежность нападения Германии на СССР. Поэтому у него еще в 1936 году возникла сумасшедшая идея соединить Левый и Правый берег Киева посредством строительства подземных тоннелей. Интересно, что на тот момент никто не пытался мыслить «экономикой». Все руководствовались исключительно целями и заданиями «партии». Реализовать грандиозный, даже по сегодняшним меркам, проект взялся реализовывать Хрущев, имевший положительный опыт в возведении московского метро.
Подготовительные работы долгое время продолжались в условиях строгой секретности. Места ведения работ, маскировались заводами по изготовлению бетона. Вокруг строительных площадок сооружались складские хозяйства, жилые постройки (одноэтажные здания) для персонала и боксы для хранения техники. Необходимо отметить, что для руководящего состава, инженеров и прорабов строились дома практически в центре столицы Украины. До наших дней в отличном состоянии сохранился реабилитационный центр на Жуковом острове, куда отправлялись на реабилитацию рабочие.
В строительстве было задействовано не менее 12 тысяч человек, причем каждый проходил тщательный отбор. Предпочтение отдавалось рабочим, прошедшим армейскую службу. Объясняется это тем, что стройка требовала дисциплины и исполнительности. Рабочим категорически не разрешалось рассказывать кому-либо о происходящих событиях, в том числе, не общаться на соответствующую тему даже между собою. Тем, кто не взял во внимание указания «партии» в лучшем случае грозило увольнение, в худшем – тюремная камера.
Тоннель под Днепром начали строить сразу с двух берегов Киева. Одновременно велась разработка котлованов на Жуковом острове, Осокорках, Пирогово и Бортничах. Подземными путями в последующем планировалось пустить железную дорогу. Тоннель одновременно должен был являться и транспортной автомобильной магистралью. Для этого планировалось внедрить систему автоматического закрытия рельсов дорожным полотном. Все это позволило бы в считанные минуты перебросить военную технику и людские ресурсы с одного берега, на другой.
В 1941 году, при проходе одного из тоннельных щитов, произошла аварийная ситуация. Из-за утечки сжатого воздуха появился прорыв воды в подземелье. Тоннель быстро стал наполняться водой и то, что никто не пострадал на тот момент, считалось настоящим чудом. Позже начались активные работы по ремонту щита. После того, как была объявлена война, с Москвы поступило указание прекратить строительство тоннеля, а все ходы до неопределенного времени законсервировать. С целью не позволить оккупантам завладеть техникой, ее попросту засыпали в котлованах. Тоннели затопили.
Администрация парка «Наталка» предложила на базе кессона построить Арт пространство. Соответствующий проект был разработан волонтерами. Объект планировалось разделить на несколько локаций. Одна из них должна стать открытой, с многочисленными площадками, лестницей, пандусом и зонами отдыха. Вторую хотели расположить внутри и использовать под проведение всевозможных мероприятий. Третью предполагалось отвести под сцену, напоминающую огромную железнодорожную платформу, на которой в последующем могли проводиться мастер классы и концерты.
Чем заняться?
В настоящее время Оболонский кессон пользуется огромной популярностью среди молодежи. Любители острых ощущений с удовольствием прогуливаются по темному пятидесяти метровому тоннелю. Многие приезжают сюда продемонстрировать свое мастерство в граффити. Необходимо сказать, что сегодня на стенах уже не осталось «свободного» для творчества места. Альпинисты Киева не так давно начали использовать семнадцатиметровую стену в качестве роскошного скалодрома. В некотором роде кессон считается объектом культуры и творчества. Рядом расположен очень красивый парк, где можно прогуляться, прокатиться на велосипеде, попробовать себя в водных видах спорта.
Как добраться
Кессон находится на Оболонской набережной, 13. Рядом с объектом, по проспекту Степана Бандеры и Героев Сталинграда регулярно курсирует общественный транспорт. Например, добраться до тоннеля можно на маршрутке №582. В 20-30 минутах ходьбы находится станция метро «Оболонь» и «Почайна». С любой точки города до парка «Наталка» получится доехать не более чем за 40 минут. Проще всего подъехать на собственном автомобиле. Необходимо ориентироваться на северную часть города, правый берег.
Итог
Проект должен был стать достаточно масштабным и воодушевляющим объектом. Планировалось построить 2 перехода, длиной по 6.5 километров, с глубиной залегания кессона до 30 метров. В общей же сложности было построено около 1500 метров подземных ходов под Днепром. В военное время подземелье использовалось в качестве бункеров, идеально подходивших для защиты от регулярных бомбардировок и артиллерийских обстрелов. К 1949 году проект признали экономически нецелесообразным и невыгодным. Позже поднятые трубы, тюбинги, другие готовые конструкции использовались для строительства станций метро «Университет» и «Вокзальная».
Координаты места | 50.4974271 30.5201708 |
Метро | Оболонь (2000 метров, 25 минут) |
Подъехать легковой машиной | к парку "Наталка" |
Паркинг | есть |
Загруженность | средняя |
Платный въезд | да |
Кафе / Бары / Рестораны | есть |
Магазины | есть |
Туалет | есть |