Массандровский дворец
- Куда поехать
- Интересные места
- Массандровский дворец
Показать содержание
Комплекс является одним из самых удивительных, посещаемых и значимых памятников древней архитектуры. Его строительством руководили талантливые и опытные специалисты, которым было нелегко воплотить свои задумки в жизнь. В связи с частыми сменами владельцев имения, работы по возведению Массандровского дворца постоянно приостанавливались, а в его проект регулярно вносились коррективы. За свою многовековую историю комплекс использовался не только в качестве обители монархов, но и как резиденция советских руководителей, санаторий, музей.
Описание Массандровского дворца
Первыми его владельцами считается царская семья Романовых, а именно князь Воронцов. Он в 19 веке инициировал строительство монументального объекта, который должен был в конечном итоге предстать во французском стиле эпохи «Возрождения». Проектировочные работы по созданию комплекса выполнял талантливый французский архитектор – Этьен Бушару. Перед зодчим была поставлена задача возведения уникального здания, которое напоминало резиденцию Людовика XIII.
Место для предстоящих работ было выбрано не случайно. Верхняя Массандра привлекала внимание наличием величественных гротов, чистых источников и живописных скал. Новое имение предполагалось построить в средневековом стиле, с двумя цилиндрическими башнями. Обозначенные непростые княжеские пожелания абсолютно не пугали исполнителя. Строительство началось в 1881 году. Вскоре, после смерти Воронцова, возведение дворца временно было приостановлено. Спустя 7 лет, после приобретения объекта семьей Романовых, работы возобновились.
Дальнейшая судьба комплекса лежала уже в руках архитектора Месмахера. Большая часть задумок предыдущего «автора» дворца была сохранена. Новому исполнителю удалось сделать из имения настоящую сказку. Это было реализовано посредством использования орнаментов, возведения балконов, скульптур и иных архитектурных элементов. Ансамбль объекта мастерски был дополнен цветниками и аллеями. В нем вместе с дубами и грабами отлично прижились хвойные и экзотические деревья.
В целом Месмахер на Массандровский дворец потратил около 10 лет своей жизни. С целью не изменять проект по расширению комплекса своего коллеги-предшественника, архитектор создал дополнительные террасы, галереи, лестницы и вспомогательные постройки. В частности, в первом ярусе увеличил пространство вестибюля, на втором – сделал пристройку к прихожей, выполнил нишу в кабинете. Хозяйскую ванную Месмахер отделал керамикой голландского производства, санузел своей супруги – красным деревом. Мебель архитектор дополнил росписью и резьбой.
Внутренняя планировка практически не изменилась, за исключением дверей, количество которых уменьшено. Комнаты малой площади и минимальной высотой потолка оформили каминами из мраморовидного известняка. Отопление реализовано посредством системы труб, проложенных в стенах здания. В целях исключения появления сырости по периметру построен дренаж, а фундамент защищен дополнительными изоляционными бетонными конструкциями. Фасадная часть замка удивила наличием баши, которая из одноярусной конструкции стала трехъярусной с позолоченной фигуркой орла.
Наружные стены строения украсили камнями, капителями и диковинными орнаментами. Помощь в этом Месмахеру оказал его друг Вегер О.Э., который сумел дополнительно сэкономить немало средств царской семьи. В целом Александр III ходом работ был доволен, изредка лишь внося свои коррективы. После его смерти дальнейшее строительство приостановилось. По указанию Главного управления в проекте требовалось завершить наружное и внутреннее оформление здания. От некоторых прежних задумок пришлось отказаться.
Постепенно комплекс изменялся в лучшую сторону. Его серокаменная облицовка сменилась отделкой метлахской плиткой в более светлых, желтых оттенках. В итоге здание стало радовать своей красотой и величием. Архитектору удалось идеально объединить средневековые, барочные и ренессансные элементы. Внезапная смерть уже Александра III поставила вопрос об окончании строительства ребром. Отделка, мебель, интерьер, часть задумок по интерьеру – все это пришлось пересмотреть.
Месмахер принимал активное участие в обустройстве прилегающей территории дворца. Он настоял на конечном варианте проекта французского парка с террасами и успешно воплотил задуманное в реальность. Ландшафт был украшен цветами, партерами, бассейном, многочисленными фруктовыми деревьями, скульптурами в виде божеств, философов и животных. Часть элементов декора не сохранилась до наших дней ввиду их естественного разрушения, другая – потеряна уже в советские времена.
В своей истории Массандровский дворец имеет разное назначение использования. В довоенный период он являлся санаторием, профилакторием, принимающим пациентов с туберкулезом. Несколько лет спустя таинственный замок стал центром виноделия с именем «Магарач». С 1948 года его переоборудовали под дачу-резиденцию Сталина. Только с 1992 года объект перевоплотился в музей, в котором представлено огромное количество экспозиций, регулярно проводятся выставки и всевозможные культурные мероприятия.
Чем заняться?
Особый интерес к комплексу вызывает его уникальная архитектура, в частности оформление фасада и лестницы с главным входом. Величественные башни, скульптуры, подпорная стена с великолепным исполнением привлекают внимание практически каждого туриста. В торцевой части можно увидеть каменную беседку с грандиозной аркой. У подножия Массандровского дворца находится небольшой парк с многочисленными зелеными насаждениями. Визуально здание кажется игрушечным и ненастоящим.
Внутренние пространство удивляет достаточно небольшими пространствами, низкими потолками, если сравнивать их, например, с дворцом Воронцова. Интерьер кажется простым и сдержанным, солидности которому придает мраморный камин с массивным порталом. Обязательно стоит обратить внимание на фрески, лепнину, резьбу по дереву, изразцовую плитку, меблировку, наличие всевозможных декоративных деталей, отражающих определенный стиль и даже эпоху. На стенах помещений получится познакомиться с работами известных художников, а также портретами монархов.
Имеющиеся фарфоровые изделия, вазы, обеденный сервис впечатляют своей роскошью. Третий этаж комплекса отведен под художественную выставку, картинную галерею, место размещения работ отечественных скульпторов 40-50 годов 20 века. Не стоит отказывать себе в прогулке по потрясающему парку, который однозначно удивит количеством роз и лаванды. Ландшафт дополнительно украшен несколькими скульптурными композициями, представляющими собою образы греческих героев мифологии.
Как доехать
Проще всего добраться до Массандровского дворца с Ялты. Для этого потребуется воспользоваться любым транспортом, следующим в сторону Алушты по набережной. С остановки «Верхняя Массандра» необходимо будет пройтись пешком. Планируя поездку на собственном автомобиле (с Ялты это всего 6 километров и полчаса времени) следует учитывать платную парковку, которая находится на значительном расстоянии от комплекса. С Алушты добраться получится на троллейбусе №53, Симферополя - №52 и №55, а вот с Севастополя прямого транспорта нет.
Итог
Массандровский дворец славится своим нарядным и грациозным внешним видом. Исторически сложилось так, что он сменил несколько владельцев, пожелания каждого из которых сохранились в его внешнем и внутреннем оформлении. В настоящее время он является памятником архитектуры государственного значения и одновременно действующим музеем царской династии Романовых. Сюда приезжают детальнее познакомиться с историей, полюбоваться на уникальный интерьер, экстерьер комплекса и прогуляться по живописному парку.
Видео Дворца Алескандра ||| в городе Массандра с высоты
Координаты места | 44.5141848 34.1978626 |
Расстояние от Киева | 890 км |
Подъехать легковой машиной | да |
Загруженность | слабая |
Платный въезд | нет |
Места для купания | нет |
Стать с палаткой | нет |
Кафе/магазины | да |
Туалет | да |
Возможность рыбалки | нет |